Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим советом МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» Протокол № 1 «26» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ДШИ г. Полярные Зори» _____________В.В. Чунина «01» сентября 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Рабочая программа по учебному предмету «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» (вокал) Срок освоения программы– 4 года Полярные Зори 2023 Разработчик – Чунина Валерия Валерьевна, преподаватель вокально – хоровых дисциплин МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори». Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цель и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного Предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список литературы и средств обучения I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Ребенок ежедневно получает ее в школе и различных творческих кружках, по радио и телевидению, в театре, кино, с концертной эстрады и домашних проигрывателей, магнитофонов. Несомненно, этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление. Видится необходимым с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Программа учебного предмета «Основы вокального исполнительства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в детских школах искусств. Занятия вокалом являются одними из самых популярных видов музыкальной деятельности, как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике. Разнообразный музыкальный репертуар включает музыку разных стилей и направлений. Обучение по предмету «основы вокального исполнительства» возможно по следующему направлению: эстрадный вокал. Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы 6-9 лет. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося. Недельная нагрузка по предмету «Основы вокального исполнительства» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. Учащимся можно предложить большой выбор музыкального материала: популярные образцы эстрадной музыки и песен для детей. Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Основы вокального исполнительства» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной нагрузки Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Затраты учебного времени Всего часов 1-й год 1 2 16 19 2-год 3 4 16 19 3-год 5 6 16 19 4 год 7 8 16 19 32 38 32 38 32 38 32 38 280 32 38 32 38 32 38 32 38 280 64 76 64 76 64 76 64 76 560 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Основы вокального исполнительства» при 4-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов – аудиторные занятия, 280 часов – самостоятельная работа. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в индивидуальной форме. Такая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода. Цель учебного предмета Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном исполнительстве, формирование практических умений и навыков пения, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Задачи учебного предмета Задачами предмета «Основы вокального исполнительства» являются: ознакомление детей с голосовым аппаратом, исполнительскими возможностями; формирование навыков вокального исполнительства; приобретение знаний в области музыкальной грамоты; приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование певческих навыков и приемов, становление голосового аппарата. Второе - развитие практических форм вокального исполнительства. Структура программы Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; методическое обеспечение учебного процесса. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический (освоение приемов исполнения); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план Первый год обучения № раздела и Название разделов и тем кол-во темы часов I Введение 6 1 Знакомство с великими вокалистами прошлого и 1 настоящего. 2 Знакомство с голосовым аппаратом. 5 II 1 2 3 4 Основы вокальной техники Использование вокальных упражнений. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Использование дыхательных упражнений Работа над артикуляцией, дикцией. Выразительные средства исполнения. Обрабатывание исполнительно-сценического образа. III Работа над репертуаром 1 работа над произведениями 2 Навыки работы с микрофоном. Контрольный урок Экзамен Итого: 30 12 8 5 5 30 25 5 3 1 70 Второй год обучения № раздела и Название разделов и тем темы I Введение 1 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. 2 Продолжение знакомства с голосовым аппаратом. II 1 2 3 4 Основы вокальной техники Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений Работа над артикуляцией, дикцией. Выразительные средства исполнения. Обрабатывание исполнительно-сценического образа. III Работа над репертуаром 1 работа над произведениями 2 Навыки работы с микрофоном. Контрольный урок Экзамен Итого: кол-во часов 6 1 5 30 12 8 5 5 30 25 5 3 1 70 Третий год обучения № раздела и Название разделов и тем темы I Исполнительские навыки. 1 Опорное дыхание, артикуляция, позиция Творчество и импровизация 2 3 кол-во часов 16 певческая 4 Разновидности голосового звучания. Динамика. 6 Тембр. Ритм. Постановка дыхания. Использование 6 дыхательных упражнений. II 1 2 3 Основы вокального мастерства 17 Постановка голоса. Использование вокальных 5 упражнений. Работа над артикуляцией, дикцией. Выразительные средства исполнения. 6 Использование певческих навыков Обрабатывание образа. исполнительно-сценического 6 Работа над репертуаром работа над произведениями Работа с инструментальной фонограммой включающую мелодическую линию. 3 Навыки работы с микрофоном. Контрольный урок Экзамен Итого: III 1 2 33 20 10 3 3 1 70 Четвертый год обучения № раздела и Название разделов и тем темы I Исполнительские навыки. 1 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция Мелодия, мелодизм. 2 Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. II Основы вокального мастерства 1 Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. кол-во часов 16 8 Овладение собственной манерой вокального исполнения. 3 Работа над имиджем. Обрабатывание исполнительно-сценического образа. III Работа над репертуаром 1 Работа над произведениями 2 Работа с инструментальной фонограммой включающую мелодическую линию. Контрольный урок Экзамен Итого: 6 2 8 17 5 6 33 23 10 3 1 70 Годовые требования Первый год обучения Вводение. Цели и задачи обучения. Формы работы. Понятие о сольном пении, жанры вокального пения, пути создания индивидуального сценического образа, прослушивание и просмотр примеров сценического образа. Практическое занятие: выявление знаний о пении вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов. Практическое занятие: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Знакомство с голосовым аппаратом. Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Практическое занятие: дыхания. пение специальных упражнений на разные виды Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара. Практическое занятие: пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. Практические занятия: навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного дыхания. Опора дыхания, навыки опорного дыхания. Знакомство с различной манерой пения. Знакомство с различными вокальными школами. История вокального развития. Практические занятия: специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. Практические занятия: навыки звукообразования и звукоизвлечения, формирование головного звучания голоса, певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков. Практические занятия: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения. Работа над артикуляцией, дикцией. Понятие об артикуляции, дикции. Формирование звуков. Практические занятия: упражнения на правильное формирование звуков, дикционные упражнения. Выразительные средства исполнения. Развитие навыка уверенного пения. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно- сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни. Практические занятия: Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта. Работа над репертуаром Практические занятия: Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Обрабатывание исполнительно-сценического образа. Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни. Практические занятия: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Навыки работы с микрофоном. Понятие о микрофоне, его работе. Правила пользования им, умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца. Практические занятия: работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном),умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся: - знает строение голосового аппарата; - соблюдает постановку исполнительского аппарата; - владеет приемами звукоизвлечения; - знает понятия диапозона, дыхания; - исполняет лёгкие вокальные произведения Примерные программные произведения эстрадного пения В.Шаинский «Антошка» ,«Кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Песенка мамонтенка», «Голубой вагон», «Облака». Г.Гладков «Львенок и черепаха», «Песня друзей» . Б.Савельев «Если добрый ты», «Дружба крепкая», «Неприятность эту мы переживем». М. Минков «Где водятся волшебники». Муз. неизвестн. автора, сл. М. Пляцковского «Волшебный цветок». Р. Паулс «Золотая свадьба». Второй год обучения Вводение. Цели и задачи обучения. Формы работы. Понятие о сольном пении, жанры вокального пения, пути создания индивидуального сценического образа, прослушивание и просмотр примеров сценического образа. Практическое занятие: выявление знаний о пении вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов. Практическое занятие: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Знакомство с голосовым аппаратом. Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Практическое занятие: пение специальных упражнений на разные виды дыхания. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара. Практическое занятие: пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. Практические занятия: навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного дыхания. Опора дыхания, навыки опорного дыхания. Знакомство с различной манерой пения. Знакомство с различными вокальными школами. История вокального развития. Практические занятия: специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. Практические занятия: навыки звукообразования и звукоизвлечения, формирование головного звучания голоса, певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков. Практические занятия: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения. Работа над артикуляцией, дикцией. Понятие об артикуляции, дикции. Формирование звуков. Практические занятия: упражнения на правильное формирование звуков, дикционные упражнения. Выразительные средства исполнения. Развитие навыка уверенного пения. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно- сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни. Практические занятия: Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта. Работа над репертуаром Практические занятия: Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни. Обрабатывание исполнительно-сценического образа. Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни. Практические занятия: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Навыки работы с микрофоном. Понятие о микрофоне, его работе. Правила пользования им, умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца. Практические занятия: работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном),умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). По окончании второго года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся: - знает строение голосового аппарата; - соблюдает постановку исполнительского аппарата; - владеет приемами звукоизвлечения; - знает понятия диапозона, дыхания; - исполняет лёгкие вокальные произведения Примерные программные произведения эстрадное пение В.Карасевой «Горошина» Ж.Колмогорова «Песня о Москве» Т.Барбакуц «Осень золотая» Е.Птичкина «Я люблю свою землю» А.Филлипенко «Песня о маме» П.Аедоницкий «Детство» Л.Москалева «Жар-птица» Ю.Верижникова «Хрустальный башмачок» Примерные исполнительские программы II полугодие Ю.Верижникова «Хрустальный А.Филлипенко «Песня о маме» башмачок» Третий год обучения Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Практические занятия: Упражнения на сглаживание регистров. Творчество и импровизация. Понятие импровизации. исполнении. Использование импровизации в вокальном Практические занятия: скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции. Разновидности голосового звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. Практические занятия: Исполнение вокальных номеров, анализ. Работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. Постановка певца. Понятие о дыхательном аппарате, способы пользования дыхательным аппаратом, навыки пользования дыхательным аппаратом при грудном дыхании. Опора дыхания, навыки опорного дыхания. Практические занятия: навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного грудного дыхания. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. Понятие о голосовом аппарате, принцип работы голосового аппарата, гигиена голосового аппарата, формирование грудного звука. Навыки грудного звучания. Тембр. Понятие тембрового окраса голоса. Начальные навыки выработки тембрового окраса голоса. Практические занятия: навыки звукообразования и звукоизвлечения, формирование грудного звучания голоса, певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука, умение пользоваться тембром. Работа над артикуляцией, дикцией. Понятие об артикуляции, дикции. Формирование грудных звуков. Особенности формирования дикции на грудном звучании. Практические занятия: упражнения на правильное формирование грудных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного звучания. Выразительные средства исполнения. Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Совершенствование исполнительского мастерства. Практические занятия: работа с исполняемыми произведениями. Подбор песенного репертуара. Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром. Практические занятия: сценическая читка песенного текста, разбор незнакомых слов, выражений, подробный разбор мелодической линии, художественное представление песни. Использование певческих навыков. Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений. Практические занятия: отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции. Навыки работы с микрофоном. Понятие о микрофоне, его работе. Правила пользования им, умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца. Практические занятия: работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном),умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). Обрабатывание исполнительно-сценического образа. Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни. Начальный штрих индивидуального сценического образа. Практические занятия: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Индивидуальный сценический образ, его наработки. Актерское мастерство. Работа с инструментальной фонограммой. Прослушивание фонограммы, подробный разбор мелодической линии, проработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы. Выработка эмоционального исполнения песни. Разбор интерпретации исполнения песни . Практические занятия: разучивание хореографических элементов для более выразительного представления исполняемых произведений. По окончании третьего года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся: - знает понятия опорном дыхании, певческой позиции; - соблюдает постановку исполнительского аппарата; - владеет приемами звукоизвлечения; - знает понятия певческого дыхания; - исполняет вокальные произведения. Примерные программные произведения эстрадный вокал Т. Морозова « Разноцветная осень» Т. Кулинова « Учителям» Т. Морозова« Наши мамы» Д. Трубачева «Мама – Лучший друг» Ю. Верижников «Битва под Москвой» Е. Зарицкая«Буратино» С. Суэтов «Новогодняя сказка» Е. Зарицкая «Три желания» П. Синявский « Рождественская песня» Ю. Верижников « Новый год» А. Филиппенко « Новогодняя кадриль» Примерные исполнительские программы II полугодие Е. Зарицкая«Буратино» Д. Трубачева «Мама – Лучший друг» Четвертый год обучения Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Практические занятия: Упражнения на сглаживание регистров. Творчество и импровизация. Мелодия, мелодизм. Тесситурные условия в мелодии произведения. Тембр - как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Понятие тембра. Зависимость произведения от тембрального окраса. Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. Постановка певца. Опора дыхания, навыки опорного дыхания. Виды дыхания. Умение комбинировать разные виды дыхания. Практические занятия: навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного грудного дыхания. Умение комбинировать дыхание. Умение пользоваться комбинированным дыханием. Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. Навыки грудного звучания. Тембр. Навыки выработки тембрового окраса голоса. Комбинирование головного и грудного звукоизвлечения. Фальцет, умение пользоваться фальцетным звучанием. Практические занятия: навыки грудного и головного звукообразования и звукоизвлечения, формирование грудного звучания голоса, умение комбинировать головное и грудное звучания голоса. Певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука, умение пользоваться тембром. Работа над артикуляцией, дикцией. Совершенствование навыков правильного певческого ясного произношения слов, хорошо открывать рот, активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки. Сонорные и несонорные согласные звуки. Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом. Практические занятия: упражнения на правильное формирование грудных и головных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного головного звучания. Плавный переход от одного вида звукообразования к другому, профессиональное умение пользоваться переходами. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Практические занятия: систематические занятия целого ряда специальных упражнений способствуют постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущение зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Жанры вокальных произведений. Манера исполнения. Выработка индивидуальной манеры исполнения. Практические занятия: работа над исполняемыми произведениями с учетом разбора по фразам, оборотам, мелодической линии, кульминации произведения, динамических оттенков. Подбор песенного репертуара. Подбор песенного репертуара самими учащимися, выразительный показ предлагаемых песен, самостоятельное планирование работы над репертуаром. Практические занятия: сценическая читка песенного текста, разбор незнакомых слов, выражений, подробный разбор мелодической линии, художественное представление песни. Вокальная работа над песенным репертуаром. Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Совершенствование исполнительского мастерства. Доведение произведения до высокого художественного уровня. Исполнительская трактовка произведения. Навыки работы с микрофоном. Умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца. Умение регулировать силу звучания путем увеличения дистанции между микрофоном и исполнителем. Практические занятия: работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном), умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки). Регулировка дистанции между исполнителем и микрофоном. Овладение собственной манерой вокального исполнения. Практические занятия: работа над звуковедением начинается с распевания, при которых проводится техническая обработка голоса, навыков дыхания, артикуляции, дикции, округление отдельных гласных, организация интонирования первого звука, нефорсированный звук. Обрабатывание исполнительно-сценического образа. Работа над имиджем. Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни. Становление индивидуального сценического образа. Работа над имиджем. Практические занятия: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Индивидуальный сценический образ, его наработки. Актерское мастерство. Работа над имиджем. Работа с инструментальной фонограммой. Прослушивание фонограммы, подробный разбор мелодической линии, проработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Исключение мелодической линии из фонограммы. Работа над фонограммой без мелодической линии. По окончании четвёртого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся: - знает понятия опорном дыхании, артикуляции, певческой позиции; - соблюдает постановку исполнительского аппарата; - владеет приемами звукоизвлечения; - знает понятия диапозона, дыхания; - исполняет вокальные произведения. Примерные программные произведения эстрадный вокал «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело» «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский «Хомячок» сл и муз. Абелян Г.. Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке. Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка. Примерные исполнительские программы II полугодие «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело» III. Требования к уровню подготовки учащегося Выпускник имеет следующий уровень подготовки: - владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике, - умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю, анализируя свое исполнение, - умеет самостоятельно разбирать вокальные произведения. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Аттестация Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. При проведении итоговой аттестации применятся форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы. Возможны другие формы итоговой аттестации. Критерии оценки При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах вокально-исполнительской деятельности. степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Предполагается, что преподаватель в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха вокальных данных и навыков. VI. СПИСК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Учебно-методическая литература 1. Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980 2. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983 3. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972 4. «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982 5. «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982 6. Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003 7. Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998 8. Д.Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984 9. Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977 10. Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976 11. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. М.,1978 12.Ф.Такун, А. Шершунов «Розовый слон» М.,2002 13. Абдулин Э. Б. «Теория и практика обучения музыке» Москва 1995 год. 14. Азаров Б. П. «Искусство воспитывать» Москва 1985 год. 15. Струве Г. А. «Школьный хор» Москва 1981 год. 16. Самарин В. А. «Методика работы с вокально-хоровым коллективом» Москва 1999 год. 17. Алиев Ю. Б. «Настольная книга учителя музыки» Москва 2002 год. 18. Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт- Петербург 2000 год. 19. Плужников К. «Механика пения» Санкт-Петербург 2004 год. Литература для детей. 1. 2. 3. 4. 5. «Молодежная эстрада» журналы «Молодежный меридиан» журналы «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986 «100 композиторов» М.,1997 А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986