Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации города Полярные Зори подведомственной территорией муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол от «29» августа 2024 года № 1 УТВЕЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори» _______________ В.В. Чунина Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Возраст обучающихся – 10 – 14 лет Срок реализации программы – 4 года г. Полярные Зори 2024 Разработчик: Алешина И.К., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», первая квалификационная категория. Рецензенты: - Радишевская М.А. зам. директора по УВР МБУДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори»; - Сизова Н.А., преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств г. Полярные Зори», высшая квалификационная категория. I. II. III. IV. V. VI. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы Учебный план График образовательного процесса Программы учебных предметов Оценочные и методические материалы I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного творчества (далее – ОП), срок обучения 4 года муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств г. Полярные Зори» (далее – ДШИ) является системой учебно-методических документов, сформированной на основе письма Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06ГИ «О направлении рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». ОП обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств. ОП реализуется посредством: - личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; - вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности; - обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусства, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств. При разработке и реализации ОП учтена занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ. ОП определяет содержание, организацию, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки ребенка и включает в себя: учебный план, график образовательного процесса, программы учебных предметов, систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации и другие учебно- методические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся. ОП способствует: - формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; - воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой деятельности. Содержание учебных предметов ОП направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в области изобразительного искусства. Цель: развитие значимых для художественного образования, социализации, самореализации интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств Задачи: - обеспечение личностно-ориентированного подхода для реализации творческого и духовно-нравственного самоопределения ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; - реализация вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; - воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой деятельности; - обеспечение свободного выбора ребёнком общеразвивающей программы в области того или иного вида искусства, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств Возраст поступающих: 10 - 14 лет. Срок освоения ОП составляет 4 года. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОП По окончании обучения учащиеся должны знать: - основные виды и жанры изобразительного искусства; - терминологию изобразительного искусства; - основы цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, контрасты, тон, и др.); II. - разнообразные техники и технологии обработки художественных материалов в изобразительной деятельности; - основные выразительные средства изобразительного искусства; - основные формальные элементы композиции: центричностьдецентричность, силуэт, ритм, контраст, соразмерность, симметрияасимметрия уметь: - применять в изобразительной деятельности разнообразные техники и технологии, художественные материалы; - выбирать цветовые и тональные решения в композициях; передавать в работе свое эмоциональное отношение иметь/использовать: - положительное отношение к художественной деятельности; - навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения; - навыки передачи формы, характера предмета; - творческую инициативу, понимание выразительности цветового и композиционного решения; - образное мышление, память, эстетическое отношение к действительности. III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план ОП отражает структуру, определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ. Учебный план разработан с учетом графиков образовательного процесса по реализуемой ОП и сроков обучения по этой программе. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, аудиторную нагрузку обучающихся). Учебный план ОП, срок обучения – 4 года предметы художественнотворческой подготовки Аудиторная нагрузка (часов в неделю) 3 1 2 4 класс класс класс класс Цветоведение 3 3 3 3 Композиции 3 3 3 3 Итого 6 6 6 6 Количество недель аудиторной нагрузки 34 34 34 34 Промежут и очная итоговая аттестаци я Просмотр художественных работ (по итогам учебных четвертей) . IV. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА При реализации ОП общий объем аудиторной нагрузки составляет 792 часов. Из них: «Цветоведение» 396 часа, «Композиция» 396 часа. Продолжительность учебного года составляет: 34 недели. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. ОП обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Программы учебных предметов ОП: Программа учебного предмета «Цветоведение» Программа учебного предмета «Композиция» V. VI. МАТЕРИАЛЫ. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ Видами контроля по учебным предметам «Цветоведение», «Композиция», являются текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации. Текущий контроль проводится с целью проверки качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Промежуточная аттестация проводится по четвертям в форме творческого просмотра учебных работ учащегося. Одной из форм текущего контроля может быть проведение выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования. Виды и формы промежуточной аттестации: - контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени); Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ учащихся преподавателями. На просмотрах учащимся выставляется оценка за четверть, учебный год. Экзамен не предусмотрен. Оценка отлично хорошо СИСТЕМА ОЦЕНОК Критерии -высокий уровень сформированных умений и навыков работы по выполнению задания творческой работы с соблюдением всех подготовительных этапов работы; -самостоятельно разработал эскиз и выполнил работу; -проявил фантазию в составлении композиции; -учитывал основные законы композиции; -показал владение основным приемами цветоведение; -добился выразительности, проявил аккуратность в работе; -сумел самостоятельно выявить и исправить недочеты композиции; -технически грамотно подошел к решению задачи; -выполнил в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. -стабильный уровень сформированных умений и навыков работы по выполнению задания творческой работы с соблюдением всех подготовительных этапов работы; -недостаточно самостоятельно разработал эскиз и выполнил работу; -в работе есть недочеты в композиции; -в работе есть недочеты в композиции и в цветовом решении; -показал владение основным приемами живописи; -проявил недостаточную самостоятельность в удовлетворительно неудовлетворительно решении задач; -совершил небольшие технические ошибки; -выполнил в минимальном объеме с соблюдением необходимой последовательности. -удовлетворительный уровень сформированных умений и навыков работы по выполнению задания творческой работы с соблюдением всех подготовительных этапов работы; -работал без творческого воображения, проявил безынициативность. -учащийся не владеет техникой выполнению задания творческой работы; -не может самостоятельно придумать эскиз и выполнить работу в материале; -в работе есть грубые ошибки в композиции и цветовом решении; -не владеет основным приемами живописи; -не добился выразительности в работе; -проявил крайнюю небрежность в работе; -совершил грубые технические ошибки; -ведет работу непоследовательно; -выполнил работу не в полном объеме; -работает без какой-либо инициативы, без творческого воображения. Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. При выведении итоговой оценки учитываются: - оценка годовой работы ученика; - оценка на контрольном уроке; Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. Средства обучения Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации ОП минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя следующее: - учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий - учебная мебель (доски, столы, стулья, стеллажи, шкафы) - наглядные пособия. - выставочный зал, - библиотека, - помещения для работы со специализированными материалами; - натюрмортный фонд и методический фонд. Преподаватель обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время подготовки к занятиям преподаватель может пользоваться ресурсами системы Интернет для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, художественными альбомами. Кабинет Изобразительного искусства оснащен необходимыми методическими и наглядными материалами, местом для хранения художественных материалов и работ. Рабочие места обучающихся оборудованы удобными столами, стульями и другими необходимыми инструментами, материалами и оборудованием. Материально-техническое обеспечение учебного процесса: 1. Набор линеров 2. Набор простых карандашей 3. Точилка для карандашей 4. Карандаши цветные 5. Пастель масляная 6. Гуашь 7. Гуашь белила титановые 8. Кисти белка круглые, синтетика плоские, синтетика круглые. 9. Тряпочка 10. Палитра большая белая пластмассовая 11. Скотч бумажный (малярный) 12. Бумага для акварели «Балерина» формат А2 – папка 13. Бумага для черчения А2 – 5 листов 14. Бумага для акварели А3 - папка 15. Ватман А1 - 5 листов 16. Бумага для черчения А3 – папка 17. Ластик простой 18. Клячка 19. Тушь художественная 20. Набор красок для батика 21. Свеча 22. Кнопки канцелярские 23. Ткань для батика 24. Бумага для принтера - 50 листов