Специальность (гитара)_Подготовительный класс

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИМУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС»

ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Специальность (гитара)»

2024 г.

Разработчик:
А.В. Реунов, преподаватель по классу народных инструментов МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори», высшая квалификационная категория.
Рецензенты:
М.А. Радишевская, заместитель директора по УМР МБУ ДО «ДШИ г. Полярные
Зори»;
В.Ю. Торопов, преподаватель по классу народных инструментов МБУ ДО «ДШИ г.
Полярные Зори», высшая квалификационная категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
-Цель начального периода обучения
-Задачи начального периода обучения
-Срок реализации учебного предмета
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
-Контроль и учет успеваемости
-Методы обучения

II. Условия реализации программы

- Материально - техническая база
-Методический и дидактический материал
-Формы работы необходимые для успешной реализациипрограммы
III. Содержание учебного процесса
-Сведения о затратах учебного времени
-Годовые требования
-Требования к объему изучаемого материала
- Требования к итоговой аттестации
-Примерные экзаменационные программы
-Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля V.

Требования по музыкальной грамоте
VI. Примерные репертуарные списки
VII. Список рекомендуемой литературы
- Методическая литература
-Учебная литература

3

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность (гитара)» разработана
на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской
Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах
искусств.
Для того чтобы приобщить ребенка к музыкальному искусству,
необходимо прежде всего воспитать любовь к музыке. Следовательно,
воспитание эмоциональной отзывчивости является одной из первоочередных
задач школы, которая должна превратить обучение детей в любимое занятие
и дать необходимый стимул для овладения сложными процессами игры на
музыкальном инструменте.
Самое существенное заключается в том, чтобы в процессе обучения
каждый ребенок получал настоящее эстетическое удовлетворение, развивал
свой музыкальный вкус и приобретал необходимые знания и навыки для
хорошего и грамотного понимания и исполнения музыки. Все перечисленные
качества крайне необходимы не только профессиональному музыканту, но и
каждому культурному слушателю музыки.
Настоящая программа направлена на выявление и развитие
способностей обучающихся в области музыкального искусства.
Цель начального периода обучения:
введение ребенка в мир музыки, еѐ выразительных средств и
инструментального воплощения в доступной и художественноувлекательной для этого возраста форме.
подготовить обучающихся к поступлению в школу искусств, с
целью обучения по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области музыкального
искусства. Задачи начального периода обучения:
воспитание художественного мышления через эмоциональнообразное развитие ребенка;
освоение игровых навыков;
изучение нотной грамоты;
4

развитие творческих способностей.
Практическая
деятельность
в
области
инструментального
исполнительства с раннего возраста создает возможности для
мотивированного выбора обучающимися и их родителями направлений
дальнейшего обучения в школе искусств, формирует фундамент для
успешного освоения детьми дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области музыкального искусства.
Педагог, работающий с подготовительными классами, должен раскрыть
индивидуальность и творческие наклонности ребёнка, заинтересовать,
подготовить его к дальнейшему обучению в школе искусств.
Подготовительный класс является периодом широкой доступности для
детей с различными музыкальными данными. Это особый период, когда
формируется отношение обучающегося к музыке как к искусству,
закладываются основы для будущего музыкального развития ребенка.
Занятия в подготовительном классе являются важным периодом в общем
развитии ребенка, которое оказывает решающее воздействие на
формирование его физических, умственных и художественно творческих
способностей. Поступление в подготовительный класс - переход от игровой
системы познания окружающего мира к
учебно-познавательной
деятельности.
Данная программа рассчитана на детей, поступающих в школу искусств
в возрасте 5-6 лет, срок реализации программы 1 год.
Занятия по предмету проводятся в соответствии с действующим
учебным планом ДШИ в объеме 2 урока по 0,75 часав неделю (всего 1,5
часа).
Для того чтобы дети не утомлялись, на уроке происходит частая смена
деятельности. Сюда необходимо отнести:
 игру на музыкальном инструменте;
 слушание музыки;
 музыкальные игры;
 пение попевок, песен.
Разнообразие форм работы не дает детям скучать и поддерживает
интерес обучающегося к занятиям.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работыв подготовительном
классе гитары является урок, проводимый в форме индивидуального занятия
педагога с обучающимся.
5

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические
особенности.
Контроль и учет успеваемости
В течение учебного года успеваемость обучающегося оценивается
преподавателем по специальности в конце первой, второй и третьей четверти
по текущим оценкам.
В конце учебного года на экзамене обучающиеся исполняют 3
произведения.
Годовая оценка выставляется по пятибалльной шкале на основании текущих,
полугодовых и экзаменационной оценок.
Методы обучения
Наиболее действенными методами обучения являются сочетание показа
на инструменте со словесным пояснением, а также стимулирование
исполнительской инициативы обучающегося образным рассказом педагога с
привлечением близких его возрасту сравнений и сопоставлений,
вызывающих интерес, внимание, активность обучающегося. Преподаватель
обучает ученика работать над музыкальным
произведением
и
инструктивным материалом, анализировать встречающиеся трудности.
Развитие умения обучающегося самостоятельно разобраться в нотном тексте
значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия
для расширения его музыкального кругозора.
Перед начинающим учеником нельзя ставить большое количество
задач. Это нарушает основной дидактический принцип «доступности и
последовательности в обучении».
В течение всего начального периода обучения педагог должен уделять
внимание вопросам постановки – посадке с инструментом, положению
инструмента и рук во время исполнения. Следует обязательно познакомить
обучающихся с историей инструмента, его строением, правилами ухода за
ним.
II. Условия реализации программы
Материально - техническая база:
Материально - техническая базаТарногской ДШИ соответствует санитарным
и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Музыкальный
инструмент» (гитара) (подготовительный класс) имеют площадь не менее 9
кв.м.В школе есть библиотека, просторный концертный зал, инструменты,
пюпитры, подставки для ног, шкаф для нот и для хранения инструментов.
6

Методический и дидактический материал:
методическая литература;
нотная литература;
аудио и видеозаписи;
Для успешной реализациирекомендуются следующие формы работы:
проведение классных родительских собраний;
индивидуальные беседы с родителями;
проведение классных тематических часов;
посещение концертов.
III. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Специальность (гитара)»
Вид учебной
работы, нагрузки
Год обучения

Затраты учебного времени
Всего

1

Полугодия

1

2

Количество
недель
Аудиторные
занятия

16

18

34

32

36

68

Годовые требования
1 полугодие
Основные периоды начального этапа обучения:
Донотныйдоигровой - опора на слуховые представления, активное слушание
музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию
ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка,
рассказа). Используются наглядные пособия для слушания музыки, развития
ритма, пение детских попевок, песен. Упражнения без инструмента,
направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на гитаре.
Донотны йигровой - знакомство с инструментом. Формируется правильная
посадка, закрепляется постановка правой и левой рук. Постановка правой
руки. Освоение приема игры: тирандо. Постановка левой руки. Игра
упражнений, песенок на отдельно взятой ноте, освоение мажорных и
минорных тетрахордов. Принцип индивидуального подхода в освоении
грифа.
Нотный игровой - знакомство с элементами музыкальной грамоты. Игра
ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых
звуков на грифе.Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и
7

танцевального характера. Освоение основных видов арпеджио на открытых
струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и
этюды. Произведения современных композиторов.
2 полугодие
Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Освоение приемов
игры: тирандо, апояндо. Знакомство с основой динамики – форте и пиано.
Воспитание у обучающегося элементарных правил сценической этики,
навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.
Требования к объему изучаемого материала
Подготовительный класс
1 полугодие

2 полугодие

6-8 песен-прибауток на открытых 2 этюда; 6-8 песен и пьес различного
струнах; 1 этюд; 6-8 небольших пьес характера.
различного

характера, ансамблей c Чтение

преподавателем

разной

завершенности:

от

знакомства

нот с листа. Подбор по

степени слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
разбора-

до

концертного

исполнения.
Чтение с листа, подбор по слуху.

Требования к итоговой аттестации
1 полугодие
2 полугодие
Подготовительный класс
Декабрь - контрольный урок в классе Май - экзамен
(3 разнохарактерные пьесы)
Примерные экзаменационные программы
1 полугодие

2 полугодие
Экзамен
Подготовительный класс

8

1 вариант
1. Донских В. Грибной дождь
2. Иванова Л. Вальс
3.Р. н. п. Во саду ли, в огороде
2 вариант
1. Донских В. Кораблик
2.Ерзунов В. Колыбельная
3. Белорусская н. п. Савка и Гришка
3 вариант
1. Ерзунов В. Этюд Ля минор
2. Иванова Л. Строгая учительница
3. Укр. Н. п. Ой, лопнул обруч
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, демонстрирует
возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся с учетом
его музыкальных и технических возможностей. Содержание программы
направлено на обеспечение художественно-эстетического развития
обучающегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы
обучения должен:
знать основные исторические сведения об инструменте;
знать элементарные правила по уходу за инструментом;
знать основы музыкальной грамоты;
иметь навык игры по нотам;
иметь навык чтения с листа несложных произведений;
IV.Формы и методы контроля
Оценки качества знаний по программе «Музыкальный инструмент»
(гитара) (подготовительный класс) охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация обучающихся;
- итоговая аттестация обучающихся.

9

Вид контроля
Текущий
контроль

Задачи
-выявление отношения обучающегося к
изучаемому предмету;
-повышение уровня освоения текущего
учебного материала.
определение
успешности
развития
обучающегося и усвоения им программы
на определенном этапе обучения

Промежуточная
аттестация

определяет уровень и качество освоения
программы учебного предмета

Итоговая
аттестация

Формы
уроки

контрольные
уроки,
концерты
экзамен проводится в
конце учебного
года

V. Требования по музыкальной грамоте
Подготовительный класс
1 полугодие
Нотный стан, скрипичный ключ
Звукоряд
Длительности нот - их запись, счет
Такт, тактовая черта
Размер 2/4
Знаки альтерации
Случайные и ключевые знаки
Реприза
2 лада в музыке: мажор, минор

2 полугодие
Ноты малой, первой, второй октавы
Штрихи в музыке: легато, нон легато
Размер 3/4
Динамические оттенки:
форте
пиано
крещендо
диминуэндо

VI Примерные репертуарные списки
Этюды
Ерзунов В. Этюд Ля минор
Ерзунов В. Этюд До мажор
Диабелли А. Этюд
Баев Е. Этюд №1
Баев Е. Этюд №2
Пьесы
Донских В. Грибной дождь
10

Донских В. Киска
Донских В. Кленовые листья
Донских В. Кораблик Донских В. Хомячок
Донских В. Паровоз
Донских В. Море волнуется
Донских В. Метелка Донских В. Молоток
Донских В. Шутка
Донских В. Медвежий танец-полька
Донских В. Марш оловянных солдатиков
Ерзунов В. Колыбельная
Ерзунов В. Дождик
Аноним Ла Фолия
Аноним Гальярда
Фортеа Д. Вальс
Карулли Ф. Прелюдия До мажор
Каркасси М. Прелюд
Иванова Л. Листопад
Иванова Л. Младшая сестренка
Иванова Л. Прогулка
Иванова Л. Строгая учительница
Козлов В. Маленькая арфистка
Моцарт В. Майская песня
Карулли Ф. Вальс
Карулли Ф. Танец
Каркасси М. прелюд Ре мажор
Каркасси М. Прелюд Ля мажор
Калинин В. Маленький испанец
Каркасси М. Андантино
Иванова Л. Вальс
Бортянков В. Колыбельная
11

Обработки народных песен и танцев
Белорусская народная песня Савка и Гришка
Австрийская народная мелодия, обр. Шайта
Чешская народная мелодия, обр. Хорачека
Русская народная песня Коробейники, обр. Горовацкой
Русская народная песня Светит месяц, обр. Горовацкой
Немецкая народная песня, обр. Ивановой
Украинская народная мелодия, обр. Калинина
Чешская народная песня Аннушка, обр. Токарева
Австрийская народная мелодия, обр. Гетце
Японская мелодия Сакура, обр. Беренда
Чешская народная мелодия, обр. Соколовой
Украинская народная песня Ой, лопнул обруч
VI. Список рекомендуемой литературы
1. Методические пособия
1. М Каркасси Школа игры на шестиструнной гитаре. М. Советский
композитор, 1988.
2. В. Донских Я рисую музыку. Школа игры на гитаре для самых
маленьких. СПб, Композитор.
3. В. Донских Нарисуй картинку музыкой. Школа игры на гитаре для
самых маленьких. СПб, Композитор.
4. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: КлассикаXXI, 2006, - 200 с.
5. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной
гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебнометодическое пособие. – И.: Катанский, 2008. – 248 с.
6. Э. Пухоль Школа игры на шестиструнной гитаре. М. Советский
композитор.1986.
7. П. Вещинский Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.
Советский композитор. 1986.
2. Учебная литература
1. Калинин В. Юный гитарист. – М.: Музыка, 2003.
12

2. Киселев О. Н. Первые шаги: альбом юного гитариста / Олег Киселев. –
Челябинск: MPI, 2006. – 59 с.
3. Киселев О. Н. Времена года: альбом юного гитариста / Олег Киселев. –
Челябинск: MPI, 2006. – 56 с.
4. Л. Иванова Легкие пьесы для гитары. СПб. Композитор, 1999.
5. Козлов В. В. Кругосветное путешествие сеньориты Гитары: альбом
юного гитариста. Виктор Козлов. – Челябинск: MPI, 2005.
6. Каурина Г. Шаг за шагом. Легкие мелодии и ансамбли для
начинающих гитаристов.
7. Легкие пьесы для шестиструнной гитары, в.1. СПб, Композитор. 2004.
8. Поплянова Е. М. Путешествие на остров гитара. СПб, Композитор,
2004.
9. Л. Иванова Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу. СПб,
Композитор. 2000.
10. Хрестоматия гитариста. Вторая тетрадь. Сост. Г. Фетисов. М.:
Катанский, 2004.
11. В. Ерзунов Альбом гитариста. Выпуск 10.2006.
12. В. Ерзунов Детский альбом гитариста. Выпуск 8, 2005.
13. В. Ерзунов Детский альбом гитариста. Выпуск 11, 2007.
14. Хрестоматия гитариста. Пьесы для шестиструнной гитары. Сост. О.
Кроха. – М.: Музыка, 2004.
15. Произведения русских композиторов для шестиструнной гитары.
Выпуск 2. Сост. В. Агабабов. – М. Композитор. 2007.
16. Хрестоматия гитариста. 1 класс ДМШ. Сост. В. Гуркин. – Р-н-Д.:
Феникс, 2000.
17. Хрестоматия гитариста. Изд. А. Торопов, М.1993.
18. В. Бортянков Сочинения и обработки для шестиструнной гитары.
19. И. Ковалевский Классическая гитара в популярной музыке. Альбом
8.Аленький цветок.
20. Хрестоматия юного гитариста. 1-3 классы ДМШ. Сост. О. Зубченко. –
Р-н-Д.: Феникс, 2007.
21. Хрестоматия юного гитариста. 3-5 классы ДМШ: учебно-методическое
пособие./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2007..
22. Н. Цымбалов Гитара – спутница моя, в.2. СПб, Композитор.
23. Юному гитаристу. Обработки украинских и русских народных песен.
Сост. Кулешов С.Г. Киев.
24. Концертные пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 19. М.
Советский композитор.
25. Пьесы для шестиструной гитары. Выпуск 7. Киев.
13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».