ПО.МИ.01.02. ФОРТЕПИАНО

Отдел культуры, спорта и молодёжной политики
администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Полярные Зори»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол от «29» августа 2024 года № 1

УТВЕЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ г. Полярные Зори»
_______________ В.В. Чунина
Приказ № 58/А от «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.МИ.01.02. ФОРТЕПИАНО

2024 г.

Разработчик:
Л.В. Самуленко, преподаватель фортепиано МБУ ДО «ДШИ г. Полярные Зори», высшая
квалификационная категория
Рецензенты:
М.А. Радишевская, заместитель директора по УМР «ДШИ г. Полярные Зори»;
М.В. Кабакова, преподаватель фортепиано «ДШИ г. Полярные Зори», высшая квалификационная
категория.

Структура программы учебного предмета «Фортепиано»
Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Требования по годам (этапам) обучения;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;

I. Пояснительная записка
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального
искусства «Хоровое пение».
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие
ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об
исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и
навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность,
чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и
необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети
приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями
мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана
является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной
подготовки учащихся - вокалистов. Фортепиано является базовым инструментом
для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской
школе искусств обучающимся на отделении хорового пения, необходим курс
ознакомления с этим дополнительным инструментом.
2.
Срок реализации учебного предмета
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета
составляет 8 лет (с 1 по 8 класс), 9 лет (с 1 по 9 класс)
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час
аудиторных занятий в неделю с 1 по 6 класс, 2 часа аудиторных занятий в неделю с
7 по 8 класс, 2 часа аудиторных занятий в неделю в 9 классе.
Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную
самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано
или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с
рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться
на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в первом классе, со

второго по четвертый классы по 3 часа в неделю, с пятого по восьмой (девятый)
классы по 4 часа в неделю.
Таблица 1
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную

8 лет
1218
329

9 год
1416
395

(самостоятельную) работу

889

1021

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические
особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Основы игры на фортепиано»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного
исполнительства.
Задачи:

развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и
музыкальному творчеству;


владение основными видами фортепианной техники для создания
художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального
произведения;

формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на
фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение
основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;

развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности,
эмоциональности;

овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения
инструментом фортепиано в рамках программных требований;


обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом,
чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением,
штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к
музицированию.

6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
словесные (объяснение, беседа, рассказ);



наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов,
наблюдение);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);


практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями,
чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента
«фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие
нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать
противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть
настроены.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы
1
2
3
4
5
6
7
8

9

Продолжительность учебных
занятий

32

33

33

33

33

33

33

33

33
5

Количество часов на
аудиторные занятия (в неделю)
Количество часов на
внеаудиторные занятия (в
неделю)
Максимальная учебная нагрузка

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

4

4

4

4

4

(в неделю)
Максимальная учебная нагрузка

3

4

4

4

5

5

6

6

6

132

132

132

165

165

198

198

198

(в год)
Максимальная за весь период
обучения

96

1416

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по
годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
-выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по
годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими
перед педагогом.
1 год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры,
знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой,
музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок.
Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов
звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из "Школы игры
на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и
других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано. Чтение с листа
отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического

трезвучия. Знание понятий "квинтовый круг", "лад", "тональность".
Гаммы: До, Соль, Ре мажор каждой рукой отдельно в одну октаву.
Подбор по слуху легких одноголосных мелодий.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов, по итогам выступлений выставляются оценки.
Примерная программа для переводного зачета
1. А. Шитте «Этюды» № №1215 Шевченко С. Канон
2. Гедика А. Русская песня
Моцарт Л. Буре ми минор
3. Моцарт Л. Волынка
Любарский Н. Дуэт
Примерный репертуарный список
1. А. Шитте «Этюды» № №12-15
2. Е. Гнесина Фортепианная азбука (по выбору)
3. И. Беркович «Этюд» № 31
4. Беренс Г. «Этюд» № 21
5. Гедике А. «Этюд» № 62
6. Лещинская И. «Этюд» № 50
7. Мясковская Н. Наперегонки
8. Николаев А. «Этюд» № 73
9. Тимофеев Л. Волны
10. Томпсон Д. «Этюд» Фа мажор
11. Черни К. «Этюд» № 52
12. Эшпай А. Этюд № 77
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на
фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими
правильные игровые навыки. Чтение с листа.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических

концертов, по итогам выступлений выставляются оценки.
В течение года ученик должен выучить 5-8 различных по форме и характеру
произведений. гаммы До, Ре, Соль, Ля, двумя руками на 2 октавы, аккорды.
Примерная программа для переводного зачета
1. Л.Моцарт Юмореска
К. Лонгшамп – Друшкевичова Из бабушкиных воспоминаний
2. И. Беркович Этюд
А.Варламов «На заре ты ее не буди» (ансамбль)
3. И. Кореневская «Дождик»
В. Шаинский «Песенка крокодилы Гены»
Примерный репертуарный список
1. К. Лешгорн «Этюд»
2. И.Беркович «Этюд»
3. Л. Шитте «Маленькие этюды» из ор. 108,160
4. Жилинский «Веселые ребята»
5. А.Гедике «Русская песня»
6. С.Сперонтес «Песня»
7. П.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (ансамбль)
8. П.Берлин «Марширующие поросята»
9. К. Лонгшамп –Друшкевич «Марш», Марш дошкольников»
10. Ю.Виноградов «Танец Медвежат»
11. Старинный танец «Контрданс» в переложении С. Ляховицкой
3 год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали,
включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом
выразительного исполнения (П. Чайковский «Болезнь куклы», А. Гречанинов
«Грустная песенка» и др.).
Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются
усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к
качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с
листа.
В течение года ученик должен выучить 6-8 различных по форме и характеру
произведений. Гаммы ля, ре, ми, минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в
2 октавы.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.

В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов, по итогам выступлений выставляются оценки.
Примерная программа для переводного зачета
1. А. Гречанинов В разлуке
И.Иордан «Охота за бабочкой»
2. Д. Штейбельт «Адажио»
А. Гедике «В лесу ночью»
3. С. Майкапар «Вальс» Cdur В.А.Моцарт «Менуэт»
Примерный репертуарный список
1. С.Сперонтес «Менуэт»
2. Л.Моцарт «Менуэт» d-moll
3. Р.Петерсен «Марш гусей»
4. Ф.Каттинг «Куранта» a-moll
5. А.Жилинский «Этюд» C-dur
6. Е.Гнесина «Этюд» D-dur
7. И.Беркович «Этюд» a-moll
8. П.Чайковский «Старинная французская песенка»
9. Ф.Куперен «Кукушка» (ансамбль)
10. Э.Мак-Доуэлл «К дикой розе» (ансамбль)
4 год обучения
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов, по итогам выступлений выставляются оценки.
В течение года ученик должен выучить 6-8 различных по форме и характеру
произведений. Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор на одну
октаву двумя руками вместе (по возможности, на 2 октавы). Тонические трезвучия с
обращениями отдельно каждой рукой.
Хроматическая гамма отдельно каждой рукой. От ноты «ре» в расходящемся
движении обеими руками».

Примерная программа для переводного класса
1. И.С.Бах «Менуэт» G-dur
С.Франк «Жалоба куклы»
2. И.С.Бах «Маленькая прелюдия» C-dur
Дело Джойо «Безделушка»
Примерный репертуарный список
1. А. Гедике «Этюд» C-dur ор 60 № 2
2. Г.Ф.Гендель «Сарабанда»
3. Ж. Арман «Фугетта»
4. С. Майкапар «Вальс» Ля-мажор
5. Р.Шуман «Первая утрата», «Смелый наездник»
6. П.Чайковский «Танец маленьких лебедей»
7. Л.Бетховен «Три немецких танца» (ансамбль)
8. А. Лемуан «Этюд» ор 37 № 29
9. В.А.Моцарт «Сонатина» F-dur I и II часть
10. А. Гедике «Инвенция»
5 год обучения
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в
публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их
творческих возможностей, более свободному владению инструментом и
формированию навыка сольных выступлений.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов, по итогам выступлений выставляются оценки.
В течение года ученик должен выучить 6-8 различных по форме и жанрам
произведений. Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си бемоль мажор, ля, ми, ре, соль
минор на две октавы двумя руками вместе. Тонические трезвучия с обращениями и
хроническую гамму обеими руками.
Примерная программа для переводного класса
1. Д. Кабалевский «Токкатина
Б. Дварионас «Вальс»
2. С.Прокофьев «Сказочка»
И.С.Бах «Менуэт» из французской сюиты с-moll

Примерные репертуарные списки
1. К. Черни «Этюд» G-dur ор 849 № 11
2. К.Черни «Этюд» C-dur ор 599 № 61
3. А. Лемуан «Этюд» e-moll ор 37 № 22
4. П.Чайковский «Полька» ор 39 № 14
5. А. Гедике «Пьеса» a-moll ор 6 № 17
6. Д. Кабалевский «Воинственный танец» ор 27 № 19
7. М. Клементи «Сонатина» G-dur ор 36 № 12
8. Л.Бетховен «Сонатина» F-dur I часть
9. А. Гедике «Миниатюра» d-moll
10. Р.Глиэр «Ариетта» d-moll
11. П.Хаджиев «Прелюдия» a-moll
12. И. Беркович «Этюды» №№ 15-32
6 год обучения
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Аттестация проводится в
течение каждого полугодия: по результатам текущего контроля и публичных
выступлений.
В течение года учащийся выступает в циклах открытых академических
концертов «В музыку с радостью», «Первые шаги», «Вверх по лесенке», «От
классики до джаза», по итогам выступлений выставляются оценки.
В течение года ученик должен выучить 7-8 произведений, в числе которых
могут быть и ансамбли, в том числе несколько в порядке ознакомления.
Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си бемоль, Ми бемоль мажор, ля, ми, ре,
соль, до минор обеими руками на две октавы или на четыре октавы в прямом
движении. Тонические трезвучия с обращениями, длинные арпеджио, короткие
арпеджио, хроматическая гамма
Примерная программа для переводного класса
1. И. Маттесон «Фантазия» c-moll
М.Глинка «Прощальный вальс»
2. А. Лядов «Канон»
С.Прокофьев «Утро»

Примерный репертуарный список
1. А.Хачатурян «Этюд» C-dur
2. К.Черни «Этюды» № 1,4 ор 299

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Н.Раков «Скарцино»
Э. Сигмейстер «Охота»
А.Коломиец «Игра-веснянка»
П.Чайковский «Песня жаворонка», «Баба Яга»
Д. Кабалевский «Новелла»
М.Глинка «Мазурка»
7 год обучения

В течение года учащийся должен пройти 6-7 произведений, из них подготовить
2 произведения для исполнения на переводном экзамене.
Требования по гаммам по программе VI класса.
Примерная программа для переводного класса
1. Р.Шуман «Вальс» ор 124 № 4
О. Туссен, П. Де-Сенневиль «Полевые цветы»
2. Ф.Шопен «Полонез» (детский) Си-бемоль - мажор
Я.Сибелиус «Ноктюрн»
Примерный репертуарный список
1. Г.Свиридов «Грустная песня»
2. Р.Шуман «Фантастический танец»
3. А.Глазунов «Мазурка»
4. В. Каменников «Грустная песенка»
5. А. Дюран «Вальс» ми-бемоль-мажор
6. Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
7. П.Де Сенневиль «Ностальгия»
8. И.С.Бах Инвенция 2-х голосная F-dur
9. А.Гречанинов «Жалоба»
10. А. Лемуан «Этюды» из ор. 37
11. К.Черни «Этюды» из ор. 299
8 год обучения
В течение года учащийся должен пройти 7-8 произведений, из них подготовить 3
произведения для исполнения на итоговой аттестации (экзамене).
Примерная программа для сдачи экзамена
1. Гендель Г. Аллеманда ре минор
Клементи Л. Соч. 36 Сонатина № 6 Ре мажор
Ч.1 Шостакович Д. Романс
2. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь II: Маленькая прелюдия Ре мажор
Кабалевский Д. Вариации на словацкую тему Григ Э. Соч. 37 Вальс ми минор

3. Бах И.С. 2-голосная инвенция ля минор № 13
Дусик Я. (Дюссек Я.). Соч. 20 Сонатина Ми-бемоль мажор
Мендельсон Ф. Соч. 72 6 детских пьес: № 4 Ре мажор
4. Бах И.С. Алеммандра из Французской сюиты си
минор Моцарт . Соната № 15 До мажор. Ч. 1 (№ 16 К.
545) Лядов А. Соч. 26 Маленький вальс

9 год обучения
В течение года учащийся должен пройти 7-8 произведений, из них подготовить 3
произведения для исполнения на итоговой аттестации (экзамене).
Примерная программа для сдачи экзамена
1. Телеман Г. Фантазия си минор
Кабалевский Д. Соч. 40 № 1 Легкие вариации Ре мажор
Гречанинов А. Соч. 37 № 2 Прелюдия си-бемоль минор
2. Бах И.С. Сарабанда из Французской сюиты до минор
Гайдн Й. Соната Соль мажор № 12. Ч. 1
Шуман Р. Соч. 68 Альбом для юношества: Воспоминание (или Щедрин Р. Танец
Царя Гороха – фрагмент из балета)
3. Бах И.С. Фуга До мажор № 4 (Маленькие прелюдии и
фуги) Моцарт В. Рондо из сонаты До мажор № 15 Чайковский
П. Соч. 37 Времена года: Подснежник
4. Бах И.С. 3-голосная инвенция № 2 до минор
Бетховен Л. Шесть легких вариаций Соль мажор (на
2/4) Мендельсон Ф. Песня без слов № 20 Ми-бемоль
мажор Караев К. 24 прелюдии: № 6 ре минор
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Основы игры на фортепиано» и включает следующие знания,
умения, навыки:
 знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей
фортепиано;
 знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными

композиторами;
 владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
 знания музыкальной терминологии;

 умения технически грамотно исполнять произведения разной степени
трудности на фортепиано;
 умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного
музыкального произведения;
 умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

 навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах,
открытых уроках и т.п.;
 навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

 навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном
инструментальном ансамбле;
 первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых
произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий
характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,
отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении
материала, качество выполнения заданий и т. п.
Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без
присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также
учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется
четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных
занятий на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия
также за счет аудиторного времени.
Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и
выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение
результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический,
рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка.
Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный

период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном
этапе обучения.
Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как
промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка
с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,
включая участие в концертах, конкурсах.
На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены
различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли,
части произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на
технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с
листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов,
арпеджио в соответствии с программными требованиями.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица № 3
Оценка

5 («отлично»)

5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3(«удовлетворительно»)
2(«неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)

Критерии оценивания выступления
предусматривает исполнение программы, соответствующей
году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание
текста, владение необходимыми техническими приемами,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля
исполняемого произведения;
использование художественно оправданных технических
приемов, позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу
программа соответствует году обучения, грамотное
исполнение с наличием мелких технических недочетов,
небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа
исполняемого произведения
программа не соответствует году обучения, при исполнении
обнаружено плохое знание нотного текста, технические
ошибки, характер произведения не выявлен
незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками
игры на инструменте, подразумевающее плохую
посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить
выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие
составляющие:
- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
- художественная трактовка произведения;
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся
несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает
оперативное управление учебным процессом.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы
контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение,
варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими
установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар
может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных
выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время
ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или
ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют
возможность выступать на классных и отчетных концертах (1 -2 за учебный год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и
воспитательной работы - индивидуальный урок с преподавателем. Он включает
совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку
домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной
работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного
предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от
индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом
на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель

должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма,
средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:

решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,

наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов
педализации;

работа над приемами звукоизвлечения;

тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;


формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией,
интервалами и др.;


разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной
работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных
принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности
в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные
особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его
подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного
процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию
музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной
работы и продуманный подбор репертуара.
Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального
плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В
индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию
произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом
специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых
отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох,
форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и
воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы:
сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных
произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и
исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких
произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные
навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том,
что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или
поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными

построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной
фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать
фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его
восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному,
осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на
клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение
гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по
аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа
приводит к успешному обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа.
Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом
тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В
конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению
инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
контролем педагога.
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов,
аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной
руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в
4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому
инструменту.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при
наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть
осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программ общего образования.
Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы по
предмету «Фортепиано» с учетом сложившихся педагогических традиций – 2 часа в
неделю в первом классе, со второго по четвертый классы по 3 часа в неделю, с пятого
по восьмой (девятый) классы по 4 часа в неделю.
Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие
дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного
материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они
должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при

повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не
продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она
заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию
учебного внеаудиторного времени.
Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над
разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее
проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение
работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством
педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения
(звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой,
артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть.
Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику
необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего
задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы:
пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно
каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов,
арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы
исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом.
Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том
или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре
линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение
данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из
голосов, играя при этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью
педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала.
Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов,
аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или
педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в
многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест,
указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в
дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются
преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна
проводиться педагогом регулярно.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов,
1962
3.
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.- сост.
И. Беркович. Киев,1964
4.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:
Российское музыкальное издательство, 1996
5.
Бах И.С.Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
6.
Бах И.С.Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. СПб.: Композитор, 1997
7.
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
8.
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
9.
Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992 Бетховен Л. Легкие сонаты
(сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011 Библиотека юного пианиста. Сонаты.
Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
10. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987 Веселые нотки.
Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно- метод. пособие, сост. С.А.
Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
11. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.- М.,1993
Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 Гаммы и арпеджио в 2х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006 Григ Э. Избранные лирические пьесы
для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка 2011
12. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.
пособие / сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003
13. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос.
/ редакторы - составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное
музыкальное издательство, 1962
14. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос.
/сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960
15. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие - СПб: Союз
художников, 2008
16. Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,
2010
17. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 И.Лещинская Малыш за роялем. - М.:
Кифара, 1994 Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66
18.
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994 «Иду,

гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор»,
СПб, 1999
19. Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997 Милич Б.
Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006 Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001 Милич
Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
20. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин
Ю.В. - Н: Окарина, 2008
21. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост.
К.С.Сорокина - М.: Современный композитор, 1986
22. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1 . Составитель А. Руббах - М.,
1972
23. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова - М.:
Советский композитор, 1973
24. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ.Сборник
пьес для ф-но./
25. Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова
С.А. Ростов н/Д:
Феникс, 2008
26. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост.
27. Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
28. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./
сост. К.Сорокин. - М.: Музыка, 1976
29. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский
композитор, 1990
30. Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция
А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
31. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. - М., 1973
32. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. - М., 1972
Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993
33. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред.
34. В.Дельновой - М.,1974
35. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974
36. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова.
- М.,1996
37. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.
Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962
38. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973 Старинная
клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм - М.:
Музыка, 1978
39. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII - XVIII веков, вып.2.: Учеб.
пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. - М.: Государственное музыкальное
издательство, 1962

40. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. "Музыка",
1993
41. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая - М.,
1961
42. Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.
«Классика XXI век» - М., 2002
43. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч!: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев:
Музична Украина, 1973
44. Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.П: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.
Киев: Музична Украина, 1972
45. Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,
46. Л.Рощина. - М.: Музыка, 1988
47. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост.
М.Копчевский. - М.: Музыка, 1978
48. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. - М.: Музыка, 1983
49. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.
50.
М.: Музыка, 1989
51. Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.
52.
М.: Музыка, 1989
53. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный
олень», СПб, 1994
54. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. - М.: Музыка 2006 Черни К. Сто пьес
для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992
55. Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.
56. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160 Шуман
57. Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011 Школа игры на ф-но:
58. Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. - М.: Музыка, 2011
59. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб.
пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона - М.: Советский
композитор, 1967
60. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.П.: Учеб.
пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона - М.: Советский
композитор, 1973
61. Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебнометод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. - Ростов- н/Д: Феникс,
2008
2. Список рекомендуемой методической литературы
1.
Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978
2.
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.Л., 1965
3.
Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979

4.
Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965
5.
"Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве",
Москва, 1966
6.
Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре".
Москва, 1961
7.
Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953
8.
Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967
9.
Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва,1963
10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987 Петрушин
В. "Музыкальная психология". Москва, 1997
11.
Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом".
Москва, 1997
12.
Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974
13.
Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973
14.
Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».